Монастырь Флорищева пустынь расположен на левом возвышенном берегу реки Лух, на так называемых Флорищевых горах. Первоначально на месте монастыря стояло несколько деревянных строений (первая церковь построена в 1651 г.), которые в 60-х годах 17 века образовали группу зданий, объединившихся вокруг двух церквей. Основное каменное строительство, развершувшееся после приезда в пустынь Царя Федора Алексеевича в 1677 году, проводилось
под непосредственным руководством настоятеля монастыря Илариона, который к этому времени стал духовным наставником Царя. Царское расположение и обильные дары превратили небольшую обитель, затерявшуюся в глухих Гороховецких лесах, в крупный монастырь, владевший богатым хозяйством и обширными угодьями в разных губерниях. После переезда Илариона из Флорищ в Суздаль, где он развернул активную строительную деятельность, строительство монастыря с 1682 года продолжил Иринарх. Но все постройки возводились под контролем
Илариона, ставшего Суздальским митрополитом, а Троицкая церковь была построена и на его средства. За 20 лет Иларион сумел полностью отстроить монастырь и осуществить свой первоначальный замысел. В 18-19 веках ансамбль пополнился строениями, не повлиявшими на его архитектурно-пространственную композицию. Культовые, жилые и хозяйственные здания, возведенные в конце 17 века, занимают почти квадратную территорию площадью около 3 гектаров. Основные культовые постройки отнесены от главного
входа в монастырь и поставлены ближе к краю бровки откоса, являясь крупными ориентирами при движении по реке Лух. Успенский собор (1681 г.) занимает северо-западную, наиболее высокую часть монастыря; Троицкая церковь (1684 г.) стоит параллельно южной стороне, между ними возвышается колокольня (1681 г.). Восточную сторону монастырского ансамбля составляют надвратная церковь Петра и Павла, два протяженных корпуса и кладовые. В юго-восточном углу располалагалась церковь Зосимы и Савватия (1692 г., рухнула в
1950-х гг.), входившая в сплошную фасадную застройку главной панорамы. В 17 же веке были возведены корпус келий южной стороны и два небольших корпуса: служебный, построенный на средства гороховецкого купца С. Ершова (разрушен в 1978 г.), и настоятельский, стоящий около колокольни. В юго-западном углу монастыря был построен деревянный дворец (разобран в 1808 г.) для Царя Федора Алексеевича, два раза посещавшего в пустынь. Каких-либо графических изображений дворца не сохранилось, но царский дворец в подмосковной
усадьбе Коломенское, по-видимому, может показать характер его архитектуры. При рассмотрении плана монастыря четко прослеживается главная пространственная ось, на которой располагаются колокольня и надвратная церковь. Традиционная ориентация основного входа в собор получает иную интерпретацию: композиционным акцентом выступает смело устремленная вверх колокольня, значимость которой подчеркнута тем, что она превышает высоту главного культового сооружения – собора. Благодаря своему динамическому
силуэту она активно уравновешивает крупный кубический объем собора и протяженную церковь Троицы с трапезной. Особенно отчетливо подобное построение плана выглядит на фоне планировки монастырей первой половины и середины 17 века, относящихся к начальному этапу их формирования. В них доминирующая роль принадлежала собору, а группирующиеся вокруг него жилые и культовые здания образовывали сложные живописные композиции, рассчитанные на множество точек восприятия. В
архитектуре зданий этого монастыря наблюдается обращение к суровой, мужественной и монументальной архитектуре 16 века. Кроме того, здесь совершенно очевидно возрождение традиций древнерусского зодчества, в частности новгородско-псковской школы. Все это значительно выделяет здания Флорищева монастыря на фоне построек основного направления в русской архитектуре, для которого были характерны усложненность объемных композиций, узорчатость и декоративность, приводившая подчас к измельченности архитектурных форм зданий.
Главным элементом ансамбля является Успенский собор, построенный в 1680-1681 годах на царские средства и освященный в присутствии Царя. Собор представляет собой традиционный кубический объем с тремя низкими аспидами, завершенный пятиглавием. Выразительность мощного, лаконичного объема с тремя крыльцами достигнута гладкими плоскостями стен, расчлененных лопатками на три части и завершенных полуциркульными закомарами. Монументальность здания подчеркивают ряды
глубоких, вытянутых ниш, начинающихся почти от земли и объединяющих два яруса крупных окон, отсутствие традиционного карниза, отделяющего поле закомар от плоскости стен, и сложных по рисунку декоративных деталей, в частности, наличников. Ориентация архитектурно-художественного образа Успенского собора на храмы Новгорода и Пскова подтверждается, в частности, наличием характерного для этой школы орнаментального пояса, который проходит по аспидам алтаря и центральной главе. В данном случае
этот пояс получил дальнейшее пластическое развитие и был преобразован в так называемый «жучковый» орнамент, обнаруженный в постройках Гороховца, Вязников и Соликамска. Этот орнамент впервые был использован во Флорищевом монастыре. Главной архитектурной доминантой ансамбля является колокольня, построенная в 1678-1681 годах. Она создает запоминающийся образ, в котором важную роль играет высокий шатер. Первые четыре яруса имеют квадратный план (9,5х9,5 м.) и соединяются внутристенными
лестницами. На мощном четверике стоит более легкий трехъярусный восьмерик, завершенный полуциркульными проемами яруса звона. Плоскости стен колокольни расчленены угловыми лопатками и прорезаны глубокими оконными проемами, составляющими основную часть ее декоративного убранства. Только ярус звона насыщен более богатыми по профилю арками, имеет изразцовый фриз и отдельные керамические вставки. Кроме того, в 1766 году на шестом ярусе были установлены часы-куранты. Скромное
внешнее убранство колокольни Флорищева монастыря соответствует общему художественному единству ансамбля и является интерпретацией архитектурного образа главных монастырских зданий. Необходимо отметить, что колокольня по высоте (49,5 м.) принадлежит к числу крупнейших столпообразных сооружений 17 века (высота самой значительной колокольни Ярославля – около 40 м., Ростовского кремля – 38 м., и только ярусные колокольни московских монастырей имели высоту около 70 м.). Третьим
главным сооружением центральной части монастыря является Троицкая церковь с трапезной, поставленной на высоком подклете и составляющей южную сторону главной площади. Церковь относится к распространенному в 17 веке типу одноглавого бесстолпного храма. Плоскости стен церкви и трапезной объединены единым ритмом глубоких полуциркульных ниш, подобных нишам стоящего напротив Успенского собора, и, по-видимому, она была построена теми же мастерами, которые строили собор. Троицкая церковь аналогична
по архитектуре Успенскому собору. Так, игра гладких плоскостей стен, ритм окон и закомар, изысканный орнамент на аспидах объединяют эти постройки и способствуют созданию единого ансамбля. Вокруг основного архитектурного ядра группируются постройки, или дополняющие ансамбль, или являющиеся необходимым фоном для восприятия ведущих сооружений. К ним относятся надвратная церковь Петра и Павла, церковь Зосимы и Савватия, а также служебные, жилые и хозяйственные корпуса. Надвратная церковь
играет значительную композиционную роль, поскольку фиксирует главную планировочную ось ансамбля монастыря. Кроме того, она является важным вертикальным акцентом, дополняющим общий силуэт монастыря. Церковь Зосимы и Савватия, не сохранившаяся до настоящего времени, также была необходимым элементом ансамбля. Она фиксировала наиболее значимый для восприятия монастыря юго-восточный угол и являлась ориентиром в направлении главного входа по отношению ко второму входу в монастырь с южной стороны. Эти церкви, как и
церковь Троицы, принадлежат к типу одноглавых бесстолпных храмов и повторяют ее основное объемно-планировочное построение и архитектурные детали. Двухэтажные протяженные корпуса келий и хозяйственные кладовые, построенные в конце 17 века, завершили формирование восточной панорамы монастыря и объединили отдельно стоявшие вертикальные акценты в единую архитектурную композицию. Флорищев монастырь относится к числу редких архитектурных ансамблей, осуществленных на основе единого градостроительного
замысла. Он демонстрирует не только своеобразную стилистическую однородность архитектуры главных зданий, но и лаконичность планировки, основанной на впервые использованном здесь новом приеме размещения культовых сооружений.
(В статье использованы материалы с информационного стенда во Флорищевой пустыни)
|