История и современность

поселка Фролищи Володарского (Дзержинского) района Нижегородской (Горьковской) области

 

 

 

Поселок Фролищи в лицах.
Наши старые фотографии.

Обелиск. Нашим землякам,
защитившим Родину, посвящается.

Фролищи сегодня.
Фотоальбом.

Фролищи в 1948-1970 гг.
Воспоминания Рабкина Е.Г.

Годы жизни и службы во Фролищах.
Воспоминания Кареева В.Н.

Детство и юность моя - Фролищи.
Воспоминания Славиной(Олейник)Л.Д.

Панорамные фотографии
поселка Фролищи

 

 

 

    Первые документальные сведения о людях, проживавших в местности, где ныне располагается поселок Фролищи, восходят к началу XVII века. В те времена здесь, среди дремучих лесов, вдали от городов и деревень, жили и трудились бортники и лесорубы. Один из них, Флор, вел свое хозяйство в районе высокого холма, расположенного недалеко от мирно несущей свои янтарного цвета воды лесной речки Лух. Как и все в этой округе, он занимался сбором меда, патоки и воска, которые производили дикие лесные пчелы, а также заготовкой превосходной древесины, в изобилии произраставшей в окрестных лесах, сплавляя ее по вышеупомянутой реке Лух. Жил ли этот Флор один или была у него семья, были ли у него другие помощники в ведении его нелегкого хозяйства, об этом летописи умалчивают. Имя Флора попало в исторические списки благодаря другим обстоятельствам. История гласит, что этот бортник неоднократно слышал чудный колокольный звон, исходивший как бы из чрева холма, который, впоследствии, был назван Флорищевой горой. При этом, Флор испытывал некое чувство торжества и благоговения, о чем рассказывал своим соседям, также бортникам и лесорубам Илье и Михаилу, а также всем, с кем ему доводилось общаться. Конечно же, эти новости распространились далеко за пределы окрестных урочищ. Узнав о них, в конце первой половины XVII века в дебри Флорищевы пришел схимонах Мефодий, который поселился недалеко от реки Лух, построив себе в «зело густой чаще» келью. Как гласит летопись, Мефодий был «муж свет житцем, прозорлив и пророческого дара исполнен». В скором времени пустынное уединение старца было нарушено двумя иноками. Это были Варлаам и Макарий из села Пурех, которое в свое время являлось вотчиной князя Д.М.Пожарского. Эти иноки, испросив разрешения у Мефодия построить рядом с его келией свою, начали проводить там подвижническую жизнь. Вскоре старец Мефодий отправился в Москву к патриарху всея Руси Иосифу, который благословил Мефодия на строительство и освящение во Флорищевых горах церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Ефрема Сирина, на что была ему выданы две грамоты: Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, датируемая 9 марта 1651 года и патриарха всея Руси Иосифа, изданная 20 марта 1651 года. Эти грамоты являются первыми документами, свидетельствующими об образовании Луховской пустыни на Флорищевых горах.

    Незадолго до строительства во Флорищевой пустыни первоначальной церкви, не приняв еще монашеского пострига, у схимников некоторое время жил отрок Иоанн, сын пресвитера церкви при Зачатейском женском монастыре в Нижнем Новгороде. Имя тому пресвитеру до пострижения было Анания, а в монашестве, которое он принял после смерти своей супруги – Антоний. За добродетельную его жизнь, в 1652 году, по повелению Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Антоний был вызван в Москву на Патриарший престол (в это время скончался Святейший Патриарх Иосиф). И когда на Антония выпал жребий быть Патриархом, то он, по причине старости своей, уступил престол Никону, митрополиту Новгородскому. Сын Антония (Анании) Иоанн, на смертном ложе отца, дал ему обет посвятить свою жизнь монашескому служению в отдаленной от мирских искушений обители. Не сразу, но после нескольких полученных знамений свыше, Иоанн, принял монашеский постриг под именем Иларион. Случилось это  11 декабря 1652 года. Прослужил некоторое время в Архиерейском доме Коломенского епископа Павла, где был три месяца спустя (12 марта 1653 года) рукоположен в сан иеродиакона, после чего все же отправился в то место, где он уже был и которое ему было предначертано свыше: во Флорищеву пустынь. Прибыл Иларион в обитель 3 сентября 1653 года. Во Флорищевой пустыни в то время не было священника, который мог бы проводить церковные службы, и Иларион, повинуясь просьбам старца Мефодия и братии, отправился в Москву, где был 22 мая 1654 года рукоположен в сан Иеромонаха Святейшим Патриархом Никоном. С этого момента и до посвящения его 11 декабря 1681 года в сан епископа города Суздаля, а 25 марта 1682 года в сан Митрополита Суздальского и Юрьевского, Иларион был первым и главным строителем Флорищевой пустыни.

    Много событий произошло на Флорищевых горах за это время. Была и эпидемия, за исключением Илариона, унесшая жизни всех монахов пустыни, и посетившие Илариона после этой эпидемии душевные метания, вследствие которых он на некоторое время покинул Флорищевы горы. Последующее возвращение, возрождение и расцвет монашеской жизни в пустыни. Было множество жаждущих получить спасение молитвой, среди которых и знатные люди того времени. Строительство новых храмов и разорение их неоднократными набегами разбойников. Не все послушники выдерживали введенного Иларионом строгого келейного правила, которого он сам придерживался в первую очередь, служа примером остальным. Бывали и пожары, и мор, и голод, но, несмотря на это Флорищева пустынь росла и крепла. Вести об ее обитателях, ведущих истинно подвижническую духовную жизнь, распространялись все дальше и дальше за пределы окрестных селений, достигнув, наконец, стольного града Москвы. В это время российский престол занимал молодой Царь Федор Алексеевич Романов, который, прознав о духовных подвигах Флорищевых пустынножителей, пожелал лично пообщаться с Иларионом. Первая встреча царя с Иларионом произошла в январе 1677 года. Общение с ним доставило государю и его семье такую духовную радость, что царь Федор Алексеевич учинил преподобного Илариона быть восприемником от купели крещения сына своего Царевича Илии Федоровича, а также избрал его себе духовным отцом и кумом. Обитель же его одарил многими царскими милостями, как-то: около пустыни и в других Царских местах лесом, рыбными ловлями, сенными покосами, хлебопашной землей, мельницами и солеварнями, утвердив это на вечное владение Царскими своими грамотами. Помимо всего прочего отправил Государь в обитель колокол в 120 пудов весом и много другого имущества. Спустя некоторое время Царь Федор Алексеевич со своей венценосной семьей и двором лично посетил обитель на Флорищевых горах, где с одной стороны, восхитившись подвижнической жизнью ее обитателей, с другой – поразился тяжестью быта иноков монастыря. Этот момент можно считать отправным для небывалого расцвета Флорищевой пустыни впоследствии. Царь повелел немедленно начать в обители каменное строительство. Менее чем за год был возведен главный храм монастыря: пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы, на освящение которого 30 сентября 1681 года Государь второй раз прибыл во Флорищеву пустынь. Отбывая в стольный град Москву, Федор Алексеевич повелел Илариону, завершив дела в монастыре, прибыть ко двору. «...Когда настал срок преподобному отправиться в Москву, то он, провидя духом, что оттуда в обитель свою ему возвращения не будет, призвав ученика своего Иеромонаха Иринарха, вручил тому обитель в управление...». 11 декабря 1681 года Иларион был посвящен Патриархом Иоакимом в Епископы города Суздаля, а 25 марта 1682 года был удостоен сана Митрополита Суздальского.

    Несмотря на то, что один из основателей и первый строитель Флорищевой пустыни Иларион покинул монастырь, активное строительство в ней продолжилось, во многом благодаря тому же Илариону, который продолжал помогать материально и духовно обители, в которой прошли 28 лет его жизни. В скором времени были построены: 49-ти метровая шатровая колокольня (одна из самых высоких, среди прочих, в России того времени); в 1684 году – теплая церковь Троицы Живоначальной; в 1692 году – на святых вратах церковь Святых Апостолов Петра и Павла; в 1703 году – церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев с приделом преподобного Ефрема Сирина. В этот же промежуток времени были сооружены прочие основные объекты служебного, жилого и хозяйственного назначения. После смерти Царя Федора Алексеевича, вошедшие на престол Государи Иоанн и Петр, благодаря усилиям митрополита Илариона, своей грамотой подтвердили владения и привилегии Флорищевой пустыни, что и позволило завершить строительство в оной.

    После утверждения единовластия Императора Петра I в государственном и церковном укладе России многое изменилось. Роль монастырей, как одного из главных источников духовности была принижена, что, конечно же, коснулось и Флорищевой пустыни. Активное строительство ее завершилось. Время правления Петра I примечательно для обители на Флорищевых горах тем, что в ее стенах нашел душевное, а затем и вечное упокоение один из приближенных Императора Петра Алексеевича, его «дядька» и наставник, один из руководителей государства Российского во время Великого посольства Петра I в европейские страны в 1697-98 гг., воевода Казанский и Астраханский князь Голицын Борис Алексеевич. Впав в немилость Государя и, будучи в преклонных годах, ощущая приближение скорого земного конца, князь Голицын Б.А. отправляется во Флорищеву пустынь (здесь ему, по всей видимости, довелось побывать еще в 1681 году, будучи стольником Царя Федора Алексеевича), где в 1713 году принимает монашеский постриг под именем Боголеп. На его средства в обители строится двухэтажный каменный жилой корпус, ныне именуемый Голицынским, кроме того, князь делает богатый вклад в ризницу монастыря. Но его иночеству во Флорищевой пустыни суждено быть недолгим. 18 октября 1714 года монах Боголеп умер и погребен вблизи алтаря Успенского собора обители.

    С начала XVIII века и до века XX жизнь во Флорищевой пустыни не столь насыщена знаменательными событиями, как первые пятьдесят лет ее становления, но все же есть о чем рассказать. Обитель, несмотря на переведение ее в разряд заштатных, благодаря богатым жалованным милостям царя Федора Алексеевича, продолжала расти и крепнуть. Были построены: конюшня, обширный скотный двор; гостиный двор близ монастыря на тракте Гороховец – Неверово – Пестяки; каменный погреб; квасоварня; вся основная территория огорожена каменной стеной. Пашни, покосы, леса, мельницы, подворья обители, сдаваемые в наем обеспечивали не только нужды самого монастыря, но приносили и неплохую прибыль. Жертвовали крупные денежные суммы в обитель на вечное поминовение за здравие и упокой знатнейшие и богатейшие роды московские: Черкасские, Горчаковы, Трубецкие, Салтыковы, Татищевы, Головины, Разумовские, Орловы и многие другие, не менее богатые, не менее родовитые. Не отставали в дарах купцы московские, гороховецкие, нижегородские. При монастыре ежегодно проводились многолюдные ярмарки. Все это не могло не привлечь к себе внимания разбойного люда, в достаточном количестве промышлявшего в округе, в особенности во времена событий, связанных с именем Емельяна Пугачева. По этой причине при Флорищевой пустыни с 1775 по 1800 гг. нес свою службу постоянный воинский караул, защищавший монастырь от разбойничьих набегов.

    В XVIII – XIX вв. Флорищева пустынь была не только местом для иночества людей, решивших посвятить себя Богу, но также ее населяли отставные военные, получившие увечья в сражениях, сироты и прочие беспризорные дети, в монастырь также ссылались на исправление, руководствуясь ее строгим Уставом, нерадивые из числа церковных служителей.

    В конце XIX – в начале XX столетия при монастыре действовали производства кирпича и дегтя, в Голицынском корпусе была открыта школа иконописи, функционировал водопровод горячей и холодной воды. Также были построены монастырская баня и больница со стационаром, зерновые убирали жатками, а на монастырских токах работали молотилки и веялки, привод которых осуществляла первая в местной округе паровая машина. Во Флорищевой пустыни имелась даже своя пожарная машина, а на водокачке работал механический насос. Если сказать кратко: монастырское хозяйство находилось, практически, в идеальном состоянии. К сожалению, нет четких сведений о том, как жили те, кто все это хозяйство обслуживал (понятно, что помимо братии монастыря для его содержания необходим большой людской ресурс).

    Революционные события 1917 года прервали мирное течение иноческой жизни. Монастыри и храмы были лишены средств существования: все их имущество было объявлено собственностью государства. Не избежала этой участи и Флорищева пустынь. В 1918 году в монастырь прибыл вооруженный отряд из Шуи, самовольно, без уведомления новой власти, захвативший монастырское хозяйство и объявивший об образовании здесь коммуны, которая, после расследования этого деяния, в процессе которого имело место расхищение монастырских ценностей, была ликвидирована. После этого было образовано коллективное крестьянское хозяйство. Монастырские земли заселили крестьяне, прибывшие сюда из других мест. Что для одних было благом, для других стало трагедией. К сожалению, такова вся наша история, которая кидает нас из одной крайности в другую. Монастырская собственность была национализирована. Многое было передано Владимирскому областному музею-заповеднику, а многое, попросту, разграблено и уничтожено. Братия монастыря под давлением сложившихся обстоятельств покинула обитель. 1 апреля 1924 года Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь прекратил свое существование.

    Но история жизни людей в пределах Флорищевых гор, конечно же, имеет свое продолжение. Леса, окружающие Флорищевы горы, всегда изобиловали превосходной строевой древесиной, что и послужило образованием в этих местах на основании декрета В.И.Ленина, датируемого 1918-м годом «Об учреждении Главного Лесного Комитета» Гороховецкого лесопромышленного комбината военного леспромхоза, но последовавшая гражданская война привела в упадок начинания новых властей. И только в 1921 году для удовлетворения нужд в деловой и дровяной древесине Московской группы войск, в районе п.Светлые был создан лесозаготовительный участок, который в дальнейшем и положил начало создания гороховецкого леспромхоза. В 1924 году во Флорищах организуется лесозавод №2. Его первым директором был И.А.Родионов. В 1931 году создается лесоучасток №1, а в 1932 году – лесоучасток и лесозавод №3 в п.Реки. В 1938 году входят в действие лесоучастки №5 на Маитной и №6 на Санхаре. В начале тридцатых годов двадцатого века в поселке также были размещены, помимо военного леспромхоза, воинские части химических войск. Местом их дислокации, в том числе, стала территория ликвидированного к тому моменту монастыря. Конечно же, у людей, работавших в вышеупомянутых организациях, были дети, поэтому необходимы были школа и дошкольные организации. Первоначальная Флорищенская школа № 30 была начальной (с 1 по 4 класс) и размещалась в одном их монастырских зданий. Первым директором школы была Ленькова (Тихонова) Ксения Алексеевна. По мере увеличения количества учащихся и в связи с потребностью среднего образования, школа в 1930-х годах переехала в новое, специально построенное для этих целей, здание, обучение стало сначала 7-летним, а в 1941 году – 8-летним.

    Дальше была война. Основная масса мужского населения поселка ушла на фронт. Их место на производстве заняли женщины и дети, ведь в военное время потребность в продукции ЛПК для нужд армии только увеличилась, по сравнению с мирными годами.

    В 1951 году на должность руководителя Флорищенского ЛПК был назначен Хехнев Николай Михайлович (помимо руководства комбинатом был одним из главных активистов поселка, им написана книга ДСП «На Флорищевых горах в Луховских лесах», в которой была изложена история жизни и деятельности людей на территории нынешнего поселка Фролищи в период с XVII века по 70-е годы XX века).

    В 1952 году во Флорищах была открыта больница со стационаром на 25 коек. Первым главным врачом и заведующим больницей был Ревтов Дмитрий Никитович. В 1954 году для преобразования 8-летней школы в 10-летнюю было построено дополнительное здание (ныне в этом здании обучаются начальные классы) и два домика для детского интерната. Володарский райисполком в 1955 году объявил о преобразовании 8-летней школы во Флорищах в 10-летнюю. Впоследствии школа меняет свой номер с 30 на 47. В период с 1954 по 1958 год леспромкомбинат построил в поселке 42 двухквартирных дома, магазины, пекарню. С помощью государственного кредита и материально-технической поддержки ЛПК были построены 180 индивидуальных домов рабочих и служащих. В конце 1955 года на центральное хозяйство ЛПК и в поселок была подана промышленная электроэнергия, 5-ти километровую просеку для линии электропередачи прорубали все жители поселка: учащиеся, рабочие и служащие, даже пенсионеры принимали участие в этом деянии. До этого момента производства и бытовые потребности в электроэнергии обеспечивались сначала паровыми, а позже дизельными электрогенераторами. Руководил строительством ЛЭП Шурыгин Иван Иванович. В 1957 году в березовой роще на юго-восточной окраине поселка был построен клуб «Лес» с кинозалом на 300 мест, малым лекционным залом, просторным фойе, читальной, бильярдной комнатами, а на прилегающей к нему территории обустроен пруд шириной 30 метров и длиной почти 200 метров. В том же 1957 году было начато строительство стационарного высоководного моста через Лух на западной окраине поселка. Мост был сдан в постоянную эксплуатацию в 1958 году. До этого времени пользовались низководным временным мостом, который приходилось разбирать на время паводка, а потом собирать вновь.

    17 сентября 1957 года решением Горьковского облисполкома, изданного в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации, населенный пункт Флорищева Пустынь был преобразован в рабочий поселок Флорищи. В документах значится именно Флорищи, а не Фролищи, как поселок именуется в наше время. Исследованию этого историко-географического казуса, в дальнейшем, будет посвящена отдельная статья. Ныне и далее в данном тексте поселок будет именоваться в соответствии с его нынешним названием: Фролищи.

    22 августа 1959 года решением Горьковского Управления лесного хозяйства вся фактически занятая ранее площадь под поселок (87 гектаров), теперь юридически закреплялась на постоянное пользование за Фролищенским поселковым Советом. Для перспективного расширения было выделено еще 6 гектаров. Если в 1950 году населенный пункт Флорищева пустынь состоял из небольших рубленых и каркасно-засыпных частных и производственных жилых домиков, то по состоянию на 1 января 1969 года в поселке Фролищи на учете находилось уже 600 домов, в которых проживало около 4000 человек. По состоянию на этот же год в поселке имелось:
1) Участковая больница со стационаром на 50 коек и родильным отделением;
2) Средняя школа на 600 учащихся;
3) Почта и телеграф;
4) Сберегательная касса;
5) Библиотека;
6) Три клуба;
7) Аптека;
8) Два детских сада и детский комбинат;
9) Две парикмахерские;
10) Шесть продовольственных и промтоварных магазинов;
11) Два ларька;
12) Два книжных магазина;
13) Две столовые;
14) Два летних стадиона;
15) Парк;
16) Баня;
17) Радиоузел;
18) Швейная мастерская.

    В 1960-е годы в поселке началось многоэтажное бытовое строительство. В 1962 году был сдан в эксплуатацию 36-квартирный 3-этажный дом (первый в поселке дом со всеми удобствами). В 1967 году был построен детский комбинат «Солнышко» на 90 мест. В 1968 году завершается строительство еще одного 3-этажного жилого дома с книжным магазином. В полуподвальных помещениях этого здания разместились: столовая, продовольственный магазин, парикмахерская и мастерская по ремонту электроприборов. В это же время возводится новое 2-этажное каменное здание школы. Некоторое время спустя введены в эксплуатацию 100-квартирный 5-этажный жилой дом, с размещенными на его первом этаже почтовым отделением и узлом телефонной и телеграфной связи, а также еще три 2-этажных жилых дома со всеми удобствами, в одном из которых разместилось ателье по пошиву и ремонту одежды, а в другом – аптека.

    В конце 1960-х – в начале 1970-х годов ЛПК-195 достигает пика роста своей производственной мощности. Исходя из номенклатуры изделий и объема выпускаемой продукции, в производственный комплекс Леспромкомбината на центральном хозяйстве включены:
1. Нижний склад в составе:
  а) склад хлыстов;
  б) эстакада для раскряжевки хлыстов;
  в) склад круглых сортиментов;
емкость нижнего склада 10000 куб.м.
2. Склад разделки и отгрузки дров производительностью 25000 куб.м. в год.
3. Бассейн перед окорочно-отжимным цехом. Площадь бассейна 500 кв.м.
4. Бассейн перед лесопильным цехом.
5. Окорочно-отжимная установка.
6. Лесопильный двухрамный цех с сортировочной площадкой. Площадь застройки 1200 кв.м.
7. Пристройка двух сушильных камер к существующей сушилке и остывочному отделению.
8. Плотничный цех общей площадью 1220 кв.м.
9. Цех ширпотреба и нестандартного оборудования площадью 1150 кв.м.
10. Цех антисептирования.
11. Цех древесностружечных плит (90х24 метра).
12. Открытый склад готовой продукции площадью 6000 кв.м.
13. Удлинение железнодорожного тупика.
14. Центрально-материальный склад в конце удлиненного ж.д. тупика.
15. Авторемонтная мастерская и стоянка автомашин.
16. Автозаправочная станция на две колонки.
17. Эстакада для мойки машин.
18. Котельная на три котла ДКВР-13 с мазутохранилищем.
19. Проходная.
20. Стрелочная будка.
21. Трансформаторная подстанция.
22. Железобетонные резервуары объемом 300 куб.м.
23. Железобетонные ограждения с металлическими воротами.
24. Здание управления ЛПК с пристройкой (столовая, медицинский пункт, комнаты отдыха).
25. Наружные электросети, канализация, водоснабжение, теплосети.

    Летом 1968 года была построена дорога с железобетонным покрытием до поселка Санхар (Яропольская лесная дача) с ответвлением в поселок Мугреевский Бор. Дорога хоть и имела сугубо производственное назначение (плиты были уложены с учетом прохождения по ним лесовозной техники), но, тем не менее, и жителям вышеупомянутых населенных пунктов стало удобнее добираться во Фролищи, в связи с организацией движения по новой дороге пассажирского транспорта.

    К 25-летней годовщине победы нашего народа над фашистской Германией в поселке был сооружен мемориальный парк с обелиском в честь памяти наших земляков, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны. Участие в этом благом деле принимали все: военные и гражданские организации, а также простые жители поселка. Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1970 года.

    В 80-х годах 20-го века назрела необходимость переселения людей и вывода военных объектов с территории монастырского комплекса, что и было осуществлено некоторое время спустя. Для этих целей были построены два 5-этажных дома панельного типа, а также создана дополнительная инфраструктура в воинских частях, частично ранее размещавшихся в зданиях монастыря. В это же время были построены еще два 5-этажных дома для расквартирования рабочих и служащих ЛПК-195 и военнослужащих строительного батальона, обслуживавшего комбинат.

    К большому сожалению, после переселения людей с монастырской территории, объект культурного наследия государственного масштаба монастырский комплекс Флорищева пустынь, фактически, остался без присмотра. Конечно же, он был, наверняка, приписан к какой-то организации министерства культуры, но на деле никакой видимой заботы о нем со стороны оной не осуществлялось. Мало того, в середине 80-х годов прошлого века это министерство, вместо того, чтобы, хотя бы, законсервировать еще не утраченное и не разрушенное, позволило производить на территории исторического памятника кинематографические съемки батальных сцен, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Время течет неумолимо. Пришли годы «перестройки». Как и вся наша страна, поселок Фролищи, привыкший к плановому укладу экономики, стало лихорадить. В связи с нерентабельностью в отсутствии госзаказа начал приходить в упадок главный работодатель поселка – ЛПК, стали сокращаться и расформировываться воинские части. Государственное финансирование социальных организаций практически прекратилось. Люди стали постепенно покидать насиженные места в поисках лучшей доли. Материальное благополучие оставшихся в поселке граждан сократился в разы, а то и в десятки раз. Население поселка постепенно сократилось в три с лишним раза (с 4000 человек в 1986 году до 1250 человек в 2003 году). К началу 21 века ЛПК-195 прекратил свое существование, остался только небольшой лесозаготовительный участок, находящийся в распоряжении коммерческой организации. Нишу снабжения населения продуктами питания, занимаемую ранее организациями «Военторга», ныне освоили частные организации и предприниматели. Промтоварную продукцию население поселка теперь вынуждено, в большей части, приобретать в населенных пунктах, где имеются соответствующие торговые организации. Прекратили свое функционирование за нерентабельностью: ателье, парикмахерская, столовая, два детских сада, книжный магазин, баня. В середине 1990-х годов было уничтожено пожаром здание клуба «Лес». Ныне клуб располагается в приспособленном сооружении ангарного типа на территории бывшего стройбата. Лесничества, в чью функцию входит сохранение лесов и разведение новых насаждений на территории вырубок леса, тоже, в большей части не справляются со своими функциями. В результате лес уничтожается пожарами и вредителями, а делянки зарастают лиственными породами. Автомобильная дорога от п.Центральный до Фролищ не подвергалась даже косметическому ремонту с конца 1980-х годов. Начато было, но пока заброшено строительство автодороги Фролищи - Пестяки. Поселки сельского типа Санхар и Мугреевский Бор пришли, практически, в запустение за ненадобностью. Единственное, что в них нового, так это строительство загородных домов горожан, благо природа наших мест со временем не оскудела, а в отсутствии массированных лесозаготовок начинает постепенно возрождаться. И именно в этом нынешним властям поселка надо видеть перспективы развития. Искать возможности для привлечения средств на развитие экологического туризма.

    Большой вехой в современной истории поселка Фролищи, является, имеющее свои корни еще в начале 90-х годов прошлого века и получившее свое активное развитие в 2005 году, восстановление и возрождение монастырского комплекса. На разграбленной и, практически руинизированой территории монастыря сначала была открыта община с приходом в честь Успения Божией Матери в надвратной церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Возглавлял эту общину Орлов Сергей Александрович (ныне иерей Сергий Орлов), который написал замечательную книгу, посвященную истории Флорищевой пустыни. В 90-е годы 20-го века силами общины и благотворителей была восстановлена надвратная Петропавловская церковь, начато восстановление многих объектов монастырского комплекса, другие законсервированы. 20 апреля 2005 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви удовлетворено прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в поселке Фролищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь назначен иеромонах Варнава (Баранов). Темпы работ по восстановлению монастырских объектов впечатляют. За три года были восстановлены: церковь Троицы Живоначальной с братской трапезной, колокольня (на которую установлены колокола и часы-куранты), настоятельский корпус. Заново реставрируется надвратная церковь (после чего она будет освящена во имя преподобного Ефрема Сирина, какой она была изначально). Идет активное восстановление соборного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, казначейского и рухольного корпусов. Остальные здания и сооружения обители покрыты кровлей и подготовлены к последующему восстановлению.

    Несмотря на все трудности последних лет, поселок Фролищи продолжает свое существование. В ближайших планах нынешней администрации поселка на одном из первых мест стоит создание на базе бывшей территории строительного батальона культурного центра. Появляются новые тенденции и веяния. В связи с восстановлением Флорищевой пустыни увеличивается поток туристов и паломников. При правильном менеджменте это, со временем, может принести неплохие дивиденды поселку, а также способствовать созданию дополнительных рабочих мест. Хочется верить, что и главное богатство нашего края – лес, тоже, рано или поздно будет использоваться рачительно и бережливо, а, главное с пользой для общества. Время все рассудит.

 

                  



Hosted by uCoz